ТАБАЧНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Распространенность табакокурения высока во всем мире и имеет тенденцию к росту. Курильщики часто заявляют, что курят для того, чтобы повысить способность к концентрации внимания и умственной деятельности, и в то же время курение оказывает на них успокаивающее действие в стрессовых ситуациях. Вред от курения определяется вдыханием дыма, состоящего более чем из 3500 веществ, образующихся при сгорании табака (никотин, угарный газ, аммиак, синильная кислота, сажа и т.д.). Эти вещества обладают прямой токсичностью и/или выраженными канцерогенными  свойствами. Особый вред здоровью наноситникотин. Достоверно известно, что именно никотин – алкалоид, содержащийся в листьях табака, вызывает табачную зависимость.

Разнообразие фармакологических эффектов, вызываемых никотином, связано с тем, что рецепторы, на которые действует никотин, содержатся как в центральной и периферической нервной системе, так и во внутренних органах. Никотин одновременно обладает и стимулирующим и седативным эффектом.

Все формы потребления табака, включая пассивное курение, значительно влияют на заболеваемость и преждевременную смертность, вызываемую более чем 20 различными болезнями. Например, 30-40% всех смертей от ишемической болезни сердца связаны с курением сигарет, такой же процент влияния курения на смерть от онкологических заболеваний. Установлено, что табакокурение является причиной 90% всех случаев заболеваний раком легких. Потребление табака снижает способность к деторождению у женщин и нарушает спермообразование у мужчин. В результате курения увеличивается агрегация тромбоцитов и изменяется эпителий сосудов, что способствует развитию атеросклероза и тромбообразования, а также снижает усвоение кислорода тканями.

К медицинским последствиям табакокуренияотносятся: 1) снижение сопротивляемости организма болезнетворным микроорганизмам, 2) ухудшение течения уже имеющихся болезней, 3) возникновение новых заболеваний, таких как злокачественные опухоли, заболевания сердца, легких, желудочно-кишечного тракта. Доказано, что риск возникновения заболеваний связан как с количеством выкуренных сигарет, так и с продолжительностью курения. Тем не менее, понятие безопасной сигареты или безопасного уровня курения не существует.

Вместе с тем, отказ от курения может снизить риск заболеваний. Так, в течение 5 лет у людей, бросивших курить, риск умереть от рака легких постепенно снижается и доходит до уровня, сравнимого с уровнем некурящих. Риск сердечно-сосудистых заболеваний снижается на 50% в течение первого - второго года после отказа от курения.

КАК ПРОТЕКАЕТ ТАБАЧНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ?
Табачная зависимость или никотиновый синдром условно протекает в три стадии.
1. Начальная стадия – курение носит систематический характер, человека тянет курить, при этом употребляется все большее количество сигарет. Появляется чувство, что курение повышает работоспособность, улучшает самочувствие. Физическое влечение при этом отсутствует; отсутствуют и признаки соматических (телесных), неврологических и психических изменений. Продолжительность стадии 3-5 лет.
2. Хроническая стадия - переносимость высокая, она достигает апогея и держится на высоких цифрах в пределах 1-2 пачек в день. Курение носит характер навязчивого желания. Порою человек курит для того, чтобы получить ощущение внешнего комфорта. Элементы физического влечения могут проявляться в виде утреннего кашля, чувства дискомфорта, постоянного желания продолжать курение. Первые признаки соматического неблагополучия проявляются в виде бронхита, гастрита, а также в редких быстропроходящих неприятных ощущениях  в области сердца, изменении пульса, колебаниях артериального давления. Неврологическая симптоматика сводится к неприятным ощущениям «тяжелой головы», нарушению сна, раздражительности, некоторому малозаметному снижению работоспособности. Продолжительность этой стадии от 5 до 20 лет.
3. Поздняя стадия - переносимость к никотину снижается, высокие дозы никотина вызывают явление дискомфорта. Психическое влечение снижается. Курение становится автоматическим. Физическое влечение проявляется в виде неглубокой абстиненции. Систематически отмечаются признаки изменения деятельности сердечно-сосудистой системы, а также выраженной неврастении. При перерыве в курении появляются чувство «тяжести» в голове, головная боль, снижение аппетита, употребление большого количества жидкости, потливость, колебание температуры тела, нарушение пульса. Могут отмечаться повышенная раздражительность, снижение памяти, снижение концентрации внимания и работоспособности, неусидчивость, чувство тревоги. Резкое прекращение курения в хронической и поздней стадии приводит к появлению синдрома отмены табака, который проявляется в виде ощущения сильной потребности в табаке, выраженной раздражительности, тревожности, проблемы с концентрацией внимания, чувства беспокойства, головной боли, головокружения, нарушения функции желудочно-кишечного тракта.

ВРЕД ПАССИВНОГО КУРЕНИЯ
Курение прежде всего наносит вред здоровью самого курильщика, однако табачный дым вреден и для тех, кто вдыхает его с воздухом пассивно. Наибольшую опасность пассивное курениепредставляет для беременных женщин и детей. У беременных женщин активное и пассивное курение увеличивает риск выкидышей, снижает массу тела новорожденных, увеличивает частоту случаев внутриутробной смерти плода, является причиной отставания в физическом и умственном развитии родившегося ребенка. Дети в возрасте до 2-х лет, проживающие с курящими родителями, имеют повышенную предрасположенность к острым респираторным заболеваниям, развитию бронхиальной астмы, хронического бронхита, дерматитов, различных аллергических реакций.Пассивное курение наносит точно такой же вред здоровью, как и активное.

КАК ЛЕЧИТЬ ТАБАЧНУЮ ЗАВИСИМОСТЬ?
Исследования показывают, что большинство взрослых курящих хотели бы избавиться от этой привычки и пытались это сделать более одного раза. Но многие не знают, что причины развития пристрастия к курению с точки зрения фармакологических и поведенческих процессов те же, что определяют зависимость от героина и кокаина. Поэтому бросить курить так же трудно, как и наркоману отказаться от наркотиков. Тем не менее, благодаря комплексному подходу в решении этой проблемы, в Западных странах отмечено снижение числа курящих. Лечение табачной зависимости должно быть достаточно продолжительным, комплексным, направленным на подавление влечения к табаку; ликвидации медицинских последствий табакокурения.

Существует множество методов лечения  никотиновой зависимости, с использованием лекарственных средств, аппаратов, а также иглорефлексотерапия, психотерапия, которые в каждом отдельном случае подбираются индивидуально врачом психиатром - наркологом. Для восстановления функции внутренних органов и нивелирования последствий курения необходимо обратиться на консультацию к терапевту.

благодарность центру Спасибо медицинская помощь гражданам pci карты видеозахвата козырьки подробности кератиновое восстановление волос it-аутсорсинг электросталь кхл авангард подробнее